Женщина на грани нервного срыва (sestra_milo) wrote,
Женщина на грани нервного срыва
sestra_milo

Фильм "Холодная война" ("Zimna wojna"), 2018



Жемчужиной Хайфского кинофестиваля, самым обсуждаемым и рекламируемым фильмом был фильм польского режиссера Павла Павликовского «Холодная война», «Zimna wojna». Название, на мой взгляд, неудачное, на иврит его перевели точнее - «Любовь в холодные дни» (אהבה בימים הקרים). Естественно, билеты на этот фильм сразу же расхватали. И когда моя подружка пригласила меня посмотреть его в будний день, я тут же согласилась, хоть для этого мне и пришлось отпрашиваться с работы. В Синематеке было всего два сеанса, в субботу и в среду. В будний день зал был битком набит, я видела такое впервые, могу себе представить, что делалось в зале в субботу.


Режиссер этого фильма известен также как автор фильма «Ида», который признан одним из 10 лучших фильмов года, получил множество наград, в том числе и «Оскара» за один из лучших фильмов на иностранном языке. Трейлер «Иды» показывали нам перед началом фильма. Что касается этого фильма, то родителей Павла Павликовского звали так же, как и героев фильма — Виктор и Зула, и в фильме рассказывается история их отношений, которые сходились, расходились, разъезжались в разные страны, связывали свои жизни с другими людьми и снова оказывались вместе. И фильм посвящен его родителям — об этом сказано в самом конце, в последнем кадре.


А еще перед началом показа выступил директор Синематека со вступительной речью. У нас это называется צפיה מודרכת, просмотр с объяснениями. Это чтобы зрители не просто так смотрели, а понимали глубже, что происходит на экране, и о чем умолчал автор.


Как и «Ида», этот фильм полностью черно-белый. Об этом забываешь через пару минут, но все равно это очень чувствуется и отражается на атмосфере. Это история о сорокалетнем композиторе и двадцатилетней девушке, которую он отбирает среди прочих на просмотре в ансамбль песни и пляски. У них начинается роман, и фильм рассказывает про их непростые отношения — про работу на органы, предательство, измены, разлуку и воссоединение. Их все время притягивает друг к другу, но вместе быть они не могут. В фильме рассказывают только про главных героев, но чтобы полностью понять фильм, очень важно знать, когда все это происходит, в какой политической обстановке, и что остается за кадром.


Это непростой фильм, и я понимаю людей, которые выходят из зала в середине просмотра. Ведь если не углубляться, это в сущности банальная и скучная любовная история — он ее любил, она ему изменила, он ее звал, она не пошла, она сбежала, он поехал за ней, он пропадал, она его спасла. Директор Синематека сказал, что его дети, к примеру, этот фильм не смогли бы понять, нужно хорошо знать историю и понимать, что стоит за датами и городами.


Скорее всего, моего культурного багажа тоже не хватает, чтобы по достоинству оценить этот фильм. Когда показ закончился, я сидела с вытянутым лицом и не понимала — как, и это все? И это конец? А зачем все это было? Но потом, когда я начинаю вдумываться, и натягивать культурно-историческую парадигму на события в фильме, то фильм кажется мне неплохим и даже глубоким. Но когда я теряю фокус и смотрю на фильм как на просто фильм, в котором сюжет скорее умалчивается, чем рассказывается, то он кажется мне каким-то недосказанным. Этот фильм как голографическая картинка, чтобы его понять, нужно настроиться и навести резкость, иначе его глубина пропадает и остается банальный сюжет. Вот моя высокоинтеллектуальная подружка, например, сразу его поняла, и мне было перед ней даже неловко за свое недоумение. Но неподготовленный к специальному усилию обычный зритель найдет этот фильм скучноватым, и оценят его по достоинству далеко не все.

Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments